История праздника 1 апреля

Давайте начнем с праздника всех времен и народов — со Дня розыгрышей, шуток и смеха, попросту — со Дня дурака. После долгой зимы, сопровождаемой холодом и снегом, кажется, навсегда замерзли, заледенели все чувства. Люди бегут из дома на работу и обратно, чтобы попасть в тепло, согреться под одеялом, перед телевизором.
И вдруг — солнце светит радостнее, становится теплее, душа согревается, мы понимаем, что пора размяться. Как любовь — признак весны, так и желание сделать что-нибудь «этакое» — признак Дня юмора и смеха.
В этот день молодые душой люди воплощают свои фантазии в радостной и светлой форме, впервые за весь год вы смотрите на окружающих не как на коллег, а как на живых людей, обладающих различными чертами характера, никто и ни на кого не обижается.
Хотя на шутки не обижаются, каждый норовит «отомстить» до окончания праздника, и, что интересно, месть приносит тоже радость.
Даже самые высокопоставленные начальники норовят отвлечься в этот день от обыденности, несмотря на это, несерьезными их назвать нельзя. В этот день родились такие замечательные люди, как Н. В. Гоголь и наш современник Сергей Дроботенко. Оба — представители настоящего русского юмора, поэтому этот день можно назвать их профессиональным праздником.
Выяснить, каким образом практически во всех странах мира стали праздновать День юмора и смеха, или День дурака, пытаются время от времени многие. Одни это делают для того, чтобы установить историческую справедливость (историки), другие — просто так, из интереса (дилетанты). Казалось бы, праздник ДУРАКА — что в нем может быть хорошего? Однако даже руководители государств совершенно серьезно пытаются утверждать, что родиной Дня смеха является именно их страна. Для того чтобы распознать, где же все-таки зародился этот всеми любимый праздник, а также проследить, как его отмечают по сей день, предлагаем вам рассмотреть различные страны и цивилизации.

Древний Рим

В античном мире празднование Дня дурачеств воспринималось как одно из очередных веселых календарных празднеств. Это был день в конце декабря, главным достоинством которого была вседозволенность, назывался он Сатурналии. Все жители Древнего Рима в этот день предавались чрезмерным возлияниям и могли совершать самые безрассудные поступки. Правил в этот день в городе Сатурналициус Принцепс, или Повелитель Увеселений, — король-шут. Рабы становились повелителями и могли позволить себе различные безумства в отношении своих хозяев. Постепенно данное празднование обросло религиозными обычаями и в IV в. н. э. превратилось в празднование Нового года.
Одной из составляющих праздника можно считать празднование воскрешения Аттиса, которое в Древнем Риме происходило в марте. Главное его достоинство состояло переодевании носили ежегодный и традиционный характер, а какие-то были экспромтом.

Индия

В древнеиндийских манускриптах найдены упоминания о празднике в день полнолуния Хинду месяца Пхалгуна (последние дни февраля и первые дни марта). В этот день все жители бросали друг в друга комья разноцветной муки. Притом сделать это надо было так, чтобы знакомый и не догадался о предстоящей «беде».

Северная Европа

Зарождение Дня смеха в Северной Европе связано с периодом, когда кельты стали оспаривать всемогущество друидов, а также с возникновением новых религиозных устоев, в результате которых стали высмеивать прежних богов. Главным богом друидов был провозглашен Люда, покровитель юмора и смеха. Ему поклонялись и приносились подношения в юмористической форме.

Неаполь

В Неаполе очень распространена история о короле Мон-терее, которому в честь прекращения землетрясения придворные поднесли запеченную рыбу невероятной расцветки. Через год король потребовал точно такую же рыбину к столу. Повар не смог найти такую же, поэтому приготовил всего лишь неудачную копию. Монтерей подмену заметил, но не прогневался, как можно было ожидать, а очень развеселился. Некоторые считают именно это предпосылкой к появлению розыгрышей.

Средневековая Франция


В средневековой Франции День смеха носил название Фестус Фатуорум, это торжество стало наследником древнеримского праздника Сатурналии. В отличие от своего древнего собрата этот День дурака провозглашал не шутовского короля, а шутовского священника. Вполне естественно, что и сопровождать этот праздник стала шутовская церковная служба. Официальная церковь всеми возможными средствами пыталась запретить его проведение, но существование его затянулось до шестнадцатого века. Поскольку гонения были серьезными, а переодевания и розыгрыши были популярны среди молодежи, этот праздник плавно перерос в карнавал, где фантазия уже могла развиваться активно и без ущерба для всех слоев населения. Править балом стал шут — покровитель карнавалов. Именно в это время появилась яркая и гремящая одежда шута. Колпак с погремушками, ботинки с задранными носами, яркие пуговицы на разноцветной одежде веселили народ как в конце Средневековья, так и в наше время.

Россия

В России любители 1 апреля многим обязаны Петру Первому. Его желание сделать Россию страной современной, достойной уважения и почитания привело к копированию обычаев других стран. Одним из таких заимствований стал и первоапрельский праздник.
На рубеже XVII — XVIII вв. стало модным сначала в аристократических кругах праздновать День дурака. Смех, шутки, веселье, безусловно, нашли свое место в русском обществе и распространились среди простых людей.
Жертвой розыгрыша стал и сам Петр Первый. Его приближенные знали о страсти царя к лицедейству. Разнесли слух о том, что якобы в Россию приехала знаменитая труппа немецких актеров. Петр сразу же пожелал поехать на представление. Когда занавес открылся, на сцене вместо представления висел плакат: «Апреля 1 число, а тем и все дело окончено и завеса опущена». С тех пор в этот день исполняют шуточные пьесы, стихи, розыгрыши.
В следующем году Петр еще раз попался на крючок: первого апреля забил колокол, извещающий о пожаре. Царь, как и другие жители, поспешно отправился на площадь, где всех и поздравили с праздником. Утро в тот день началось удачно!